Как бы качественно не был установлен кондиционер и как бы в дальнейшем он не эксплуатировался, в один прекрасный момент ему все равно потребуется дозаправка, так как часть фреона начнет вытекать из прибора. К счастью, сегодня возможна дозаправка кондиционера своими руками в домашних условиях.
Забывая вовремя дозаправить его или просто не желая делать этого, мол, «и так будет работать», мы подвергаем кондиционер опасности. Если он выйдет из строя, то придется либо серьезно потратиться на ремонт, либо купить новый агрегат. Оба пути развития событий можно избежать, если выполнять своевременную дозаправку.
Очень часто кондиционеры используются в офисах, где работает много людей. Даже выход из строя одного кондиционера способен изрядно подпортить настроение сотрудникам. А между тем, на ремонт в сервисном центре может уйти не один день. Все это время людям придется ждать, когда появится свежий воздух.
При использовании дома актуальность ухода за кондиционером еще более высока, часто его покупка – это серьезное в финансовом плане приобретение для семьи. А его потеря даже на несколько дней очень нежелательна, если вы приобрели такой дорогой прибор, значит, у вас была острая в нем необходимость.
Причины, по которым может потребоваться дозаправка
Первичная заправка кондиционера выполняется на заводе производителя. Там фреон закачивают в устройство под давлением. Если в ходе монтажных работ длину хладопровода потребовалось увеличить, то нужно будет залить в прибор дополнительное количество фреона. Если длина провода стандартная – дозаправка не нужна.
Некоторые части охлаждающей жидкости могут быть потеряны во время установки и по другой причине – если при завальцевании медных труб была допущена ошибка. О том, что хладагента в блоке недостаточно, становится понятно где-то через 20-30 дней, когда воздух, подаваемый прибором, не будет соответствовать ожидаемой температуре.
Если хладопровод или весь агрегат чинился, то в большинстве случаев прибору так же потребуется заправить кондиционер.
Даже в самом качественном устройстве та или иная утечка все равно присутствует. В среднем от общего количества жидкости она составляет порядка 8% в год. Подобный процесс наблюдается даже у элитных моделей, не говоря о кондиционерах из средней ценовой категории. Вот почему производители рекомендуют заправлять прибор, хотя вы раз в 2 года. Если про данное мероприятие забыть, фреона станет критически мало. Со временем увеличатся нагрузки на компрессор, что приведет к его перегоранию. Решение сэкономить на дозаправках может привести к тому, что вы потратите значительно больше на ремонт или покупку нового кондиционера.
Требуется ли дозаправка?
Узнать это несложно, основных причин выполнить дозаправку три:
- устройство выдувает теплый воздух, практически не охлаждая помещение;
- на отдельных элементах прибора начинают появляться иней и лед (в особенности это касается наружного и внутреннего блоков устройства);
- визуально заметно, что хладагента в приборе недостаточно.
Если вы заметили одну из указанных проблем, рекомендуется сразу отключить кондиционер.
Приготовление к дозаправке
Заправка домашних кондиционеров должна выполняться в строгом соответствии с инструкцией. Это же касается и подготовительных работ. Итак, ваш порядок действий:
- Осушите кондиционер. Для этого он продувается с помощью фреона или азота. Первый используется в ситуации, когда при установке не было допущено ошибок и фреон находится во внешнем блоке, за счет чего такая продувка возможно. В случае неправильной установки используется азот.
- Проверьте герметичность. Для этого необходимо давление. С его помощью можно определить, где именно корпус разгерметизирован. Если неисправность присутствует, индикатор засветится ультрафиолетом.
- Удалите лишний воздух из трубопровода. Сделать это поможет вакуумирование.
- Посчитайте, сколько нового фреона потребуется залить.
Методы дозаправки
Заправлять кондиционер можно рядом способов:
- Методом взвешивания;
- С помощью давления;
- При помощи смотрового стекла.
- Заправка по массе
Самый легкий способ. Для дозаправки не надо много места, однако, потребуется эвакуация хладагента и вакуумирование контура. Емкость с охлаждающей жидкостью взвешивается на специальных весах, чтобы узнать количество фреона внутри. Затем необходимый объем заправляется газом. Если хладагента ровно столько, сколько требуется для дозаправки, можно воспользоваться специальным заправочным цилиндром. Он подсоединяется к емкости с фреоном и заполняется до нужной отметки. Далее выполняется заправка всей системы.
- Заправка по давлению
Для начала потребуется найти инструкцию от прибора, где производителем указаны рекомендации по заправке модели. Так же нужно будет приготовить оборудование для заправки кондиционеров. Затем в систему подключается баллон с охлаждающей жидкостью. Чтобы произвести подключение, потребуется использовать манометрический коллектор. Заправка выполняется аккуратно, небольшими порциями. Между ними нужно проверять показатели на манометре, сверяя их с информацией, указанной производителем. Когда показатели на бумаге и на деле выровняются, заправку фреоном можно будет завершить.
- Заправка при помощи смотрового стекла
Прозрачная поверхность необходима для того, чтобы весь процесс был визуализирован. Заправка кондиционера фреоном требуется, если в блоке с жидкостью видны пузырьки. Тогда агрегат заполняется хладагентом, пока пузырьки не пропадут и не образуется равномерное течение фреона. Рекомендуется выполнять процедуру порционно, чтобы каждый раз можно было возвращать давление на начальный уровень.
Когда задача выполнена, важно протестировать работоспособность системы. Для этого важно активировать прибор (включить оба крана, поставить режим прибора на минимальном охлаждении) и подождать 15 минут. Если будет заметно обмерзание кранов – значит, дозаправка выполнена не полностью и требуется выполнить процедуру еще раз. Если обмерзания нет – кондиционер заправлен правильно.
Все заправочные мероприятия очень важно выполнять внимательно и аккуратно, так как переизбыток охлаждающей жидкости в компрессоре может привести к выходу из строя последнего. Это произойдет, если трубки с газом вместо газа начнет затекать фреон, не успевший испариться.
Если требуется выполнить полноценную заправку, то узнать количество хладагента можно в инструкции к прибору или на самом кондиционере (указывается на корпусе).
Виды фреонов для дозаправки
Основные разновидности хладагентов:
- Хладон R22
Это традиционная жидкость для работы в кондиционерах. Ее применяют как в отечественных моделях, так и в иностранных, как в новых, так и в старых. Но важно, что все устройства, которые на нем работают, не отличаются высокой стоимостью, как и сам хладагент. Важный недостаток фреона – он разрушает озоновый слой. Составляющие элементы жидкости при утечке улетучиваются сразу, равномерно распределяясь.
- Хладон R410A
Данная охлаждающая жидкость является производной от двух других: R32 и R125 в равном соотношении. Это современный хладагент, экологически безопасный и безвредный для озонового слоя. Он может использоваться при большем давлении, что способно увеличивать КПД устройства. Фреон данной категории экономичен в плане сохранения электроэнергии.
- Хладон R407C
Включает в себя охлаждающие жидкости R32, R125 и R134a в разных соотношениях. Для озонового слоя этот хладон так же безвреден. Сфера применения: мультизональные и промышленные системы. Главное его отличие от других фреонов – он не состоит из изотопов, в результате чего сначала улетучиваются легкие элементы. Таким образом, тяжелые компоненты остаются в системе, что не позволяет выполнять частичную дозаправку. Сначала требуется убрать лишнюю жидкость, а затем уже заправить прибор полностью.
Рекомендуется приобретать исключительно качественный хладагент, даже если он дорогой. Это тот случай, когда попытка сэкономить совершенно точно не оправдана. Заправлять кондиционер желательно два раза в год. Делая все правильно, заправляя качественной охлаждающей жидкостью, вы гарантируете бесперебойную работу пробора. Если заправка и ремонт кондиционеров выполняется своевременно и проводится квалифицированно, это значительно увеличивает срок его службы.